В субботу вы можете выиграть трофей. Насколько вы взволнованы шансом завоевать домашний трофей во всех странах, в которых вы тренировали?
Да, но я думаю, интересы клуба куда важнее. И интересы болельщиков куда важнее интересов тренера. Конечно, ты ставишь собственные цели, и это всегда была одна из моих целей. Так что всегда волнующе, когда ты так близко, но «близко» — это недостаточно. Нужно выиграть трофей.
Клуб ничего не выигрывал после сэра Алекса Фергюсона. Насколько важной для будущего, для развития клуба может быть победа в этом Кубке Англии?
Я читал, что последний Кубок Англии был завоеван в 2004 году — это было давно. Так что для «Манчестер Юнайтед» это важный трофей, на мой взгляд. Особенно сейчас, ведь это было давно.
По-вашему, для клуба важно выигрывать трофеи без сэра Алекса Фергюсона в качестве тренера? Переход был… отличный. Переход был отличный…
Для меня это не самое интересное. Самое интересное — мы в состоянии что-то выиграть. И теперь мы можем что-то выиграть. Мы очень близки. Но все же: у тебя ничего нет, если ты не выигрываешь. Так что это… Никогда нельзя предугадать финал. Полагаю, вы видели это вчера, к примеру. Так что сначала мы должны выиграть, а затем вы можете сказать: «Окей, это первый трофей после эпохи Алекса Фергюсона». Но это не так. Я могу говорить только о фактах. И я говорил только о фактах в этом сезоне, как и в прошлом.
История клуба оказывает давление. И чем дольше нет трофеев, тем хуже становится…
Да, вы правы! Вы правы! Но это риторические вопросы. Так что ответы вам известны.
По вашему опыту, Луи, где бы вы ни тренировали, насколько важны трофеи для веры игроков, их развития, для дальнейших успехов? Насколько важен первый трофей?
Я думаю, это всегда важно. Завоевание трофеев всегда важно. Это важно для игроков, потому что квалификация [в Лигу Чемпионов] — это не трофей. Трофей — это Кубок Англии, Премьер-Лига. Для игроков это очень важно, потому что они могут посмотреть на кубок и подержать его. И это радостный момент. Особенно здесь, в Англии, потому что Кубок Англии — важный трофей. Мы играем на самой престижной арене Англии, так что все подтверждает, насколько важен этот кубок.
Какое место этот кубок занимает в вашей карьере, Луи? На какое место по важности вы бы поставили этот трофей?
Я повторюсь: нехорошо говорить о моих интересах. Хорошо говорить об интересах клуба. Это очень важно для клуба. Для игроков это очень важно. Конечно же, это очень важно для тренера и его штаба. Но на первом месте — клуб. Какое-то время мы ничего не выигрывали, так что очень хорошо выиграть что-нибудь. Теперь мы близки. Четыре матча из шести мы провели в гостях, так что мы заслуживаем победить, на мой взгляд, потому что когда ты выигрываешь в гостях, к примеру, у «Вест Хэма» — это потрясающе, я думаю. Но «Кристал Пэлас» победил «Тоттенхэм», так что и они заслуживают места в финале, на мой взгляд.
Вы говорили о клубе. Клуб — это болельщики. Что, по-вашему, будут думать болельщики, если «Юнайтед» выиграет Кубок Англии? Как они будут оценивать сезон и вас?
Да, для меня это, пожалуй, интересно, но я думаю, что болельщики переживают о трофее больше, чем я. Потому что трофей для болельщиков — это потрясающе. Мы хотим подарить его им. Я сказал об этом в своей речи на поле «Олд Траффорд». Ведь они всегда были рядом. На мой взгляд, безусловно. Они ни разу не подвели нас, я сказал об этом, и они заслуживают победы больше кого-либо другого.
Вы говорите «безусловно». Вы сказали об этом и на поле. Безусловная поддержка будет длиться бесконечно или вам понадобятся трофеи, чтобы она продолжилась?
Такой клуб, как «Манчестер Юнайтед»… Это снова риторический вопрос. Ему нужны трофеи. Вы читали об этом весь сезон. Так что нам нужны они, и игрокам они тоже нужны. Поэтому так хорошо, когда мы побеждаем. Но нам все еще нужно обыграть «Кристал Пэлас». А это непросто. Я думаю, это команда высокого уровня, думаю, они будут обороняться, не дадут свободного пространства, а в контратаках они очень быстры. Будет очень сложно. Это непросто.
Вы сказали, что команда все еще в перестройке. Почему вы так думаете?
Потому что… Я уже говорил на многих пресс-конференциях об этом. Я не думаю, что мы должны говорить об этом перед финалом. Не думаю, что сейчас уместно спрашивать об этом.
В плане сильнейшего состава на игру… Феллайни сможет принять участие в матче. Кто-нибудь вернется на поле или состав почти не изменится?
Да, есть много футболистов. К примеру, Феллайни больше не дисквалифицирован. Но и Рохо — больше не травмирован. Дармиан больше не травмирован. Вы снимали тренировку — вы видели много здоровых футболистов. И для меня это сложнее, потому что теперь я должен разочаровать многих игроков. У нас в команде 27 футболистов, так что я должен заранее огорчить 9 игроков. Конечно же, травмированные включены в список девяти, но все же: мне придется разочаровать многих игроков. А затем мне нужно будет выбрать состав. И снова я должен разочаровывать футболистов, потому что некоторые из них думают, что смогут сыграть.
«Кристал Пэлас», как и «Вест Хэм», очень силен во время стандартных положений. Это повышает шансы Феллайни на попадание в состав? Он так полезен в воздухе в обеих штрафных…
Вы должны подождать объявления состава. Если я скажу что-нибудь о составе, Алан Пардью и его футболисты поймут, какой он. Я не могу ответить на этот вопрос на этой пресс-конференции.
Но вы знаете об этой сильной стороне соперника? Вы, конечно же, смотрели видео…
Да-да, конечно. Они забили 29 голов из 56 или 57 — больше половины — со стандартных положений. Куда больше, чем мы.
Насколько удачно провел сезон Антони Марсьяль? Кажется, он отлично влился в команду…
Я говорил об этом на многих пресс-конференциях. Неуместно спрашивать об этом сейчас. Это Кубок Англии, а не индивидуальный анализ игроков.
Насколько важен Кубок Англии, выступление на «Уэмбли» для молодежи?
Это… Аргх! Я думаю, поэтому нам и нужны матчи такого уровня. Потому что это развитие молодых игроков. Нужно выигрывать. За один матч можно многое проиграть. И это давление — нужно с ним справляться. Так что это этап в воспитании игроков, в их развитии.
Пресс-атташе: Окей, последний вопрос!
Луи, Арсен Венгер говорил, что одно из его первых воспоминаний — он в детстве смотрит Кубок Англии по черно-белому телевизору. Хорошее воспоминание.
Я говорил вам об этом тоже.
Да… Какое у вас лучшее воспоминание?
Я должен признаться… Наверняка не знаю, но думаю, что первое воспоминание — «Тоттенхэм» в финале. В 50-м году. Я не знаю, правда ли это. Но это у меня в памяти. Джимми Гривз — игрок, которого я тогда обожал. Только один матч. А еще я обожал Хенка Грота. Вы его не знаете. Он был нападающим «Аякса». А я родился в Амстердаме, поэтому ходил на матчи «Аякса» каждую неделю. Он много забивал головой. А Джимми Гривз был скорее плеймейкером. Так что в то время мне очень понравился матч Кубка Англии. Мой отец принес домой телевизор. В 50-е наличие у тебя телевизора не было в норме вещей. Так что мой отец принес телевизор. Сначала — я должен признаться — мне приходилось ходить к леди, что жила у нас на улице, чтобы посмотреть телевизор. Но позднее и у моих родителей появился телевизор, и я мог смотреть его дома. И Джимми Гривз — важное воспоминание той эпохи.
Луи, вы знаете о том, что в последний раз, когда «Юнайтед» встречался с «Пэлас», в 1990 году, команда заняла низкое место в таблице, была тринадцатой, Алекс находился под давлением болельщиков и прессы. Кто-нибудь упоминал об этом? И «Юнайтед» выиграл трофей.
Да, я читал об этом. Я читал об этом.
Вы надеетесь, что выигрыш кубка снова может вернуть «Юнайтед» на победный путь?
Спросите об этом после матча. Сейчас это не факт.
Победа в матче важнее, чем шоу на «Уэмбли»? Вы сказали о том, какой это великий стадион. Вы хотите ярко выступить…?
Это всегда ключевой момент. Но произвести впечатление, хорошо сыграть — это зависит от многих факторов. Еще и от соперника. И всегда нужно две атакующие команды. В этом случае матч будет потрясающий. Конечно же, главное для нас — хорошо сыграть, победить красиво, забить красивые голы, но победа со счетом 1–0 для меня — это достаточно. Потому что победа в финале — всегда самое важное. Когда проигрываешь, у тебя ничего нет.
Пресс-атташе: Окей, ребята, спасибо!
Вы сказали…
Все закончилось. Все закончилось.
Вы сказали, что будет сложно объявить некоторым футболистам, что они не сыграют. Это все давление, что на вас оказывается? Учитывая все внимание к вашей персоне… Насколько сложно тренеру в преддверии важного матча говорить футболистам, что они не сыграют, что они не будут на скамейке? Это самое тяжелое?
Да. Это так. Я могу сказать об этом, потому что я год работал с 27 игроками. И все 27 человек стараются выжать из себя максимум. Я верю в это. А затем нужно сказать футболисту, что он не приглашен в заявку. Что он должен прийти на трибуну. И это неприятно, потому что все они трудились очень упорно. Нужно сравнивать: выбираешь состав в зависимости от соперника. Так что… Это очень сложно. Очень сложно.
Как вы это делаете? С глазу на глаз? Безусловно, это разочаровывает…
С глазу на глаз. Всегда. Нельзя это делать на людях.
Такое когда-нибудь случалось с вами, Луи? У вас есть такой опыт?
Однажды было такое, что я не играл против «Фейенорда», но не в кубковом матче. Это был обычный матч, но между «Спартой», которая из Роттердама, и «Фейенорд» тоже оттуда. Это дерби. Так что это был сильный удар. В то время это был сильный удар для меня.
Встреча состоится в 5:30, многие болельщики недовольны — придется поздно уезжать. Это рушит их планы и все такое. У вас есть мнение по данному поводу?
Да, это… Мы жертвы трансляторов. Вы знаете об этом. Но… [встает] Это больше трех вопросов!