Нищие духом

Каррик.ру дает советы читателям, как воспринимать увольнение Дэвида Мойеса.

Дэвид Мойес уволен. Не справился, не достучался до команды. Виноваты и игроки, и тренер. Отвечать последнему – таковы правила.

Разум лукав. Говорит: «Слушайся, я знаю». Мы, наивные и себялюбивые, часто верующие в одно, в свою исключительность, принимаем упрощения. Трехмерные миры, четырехмерные, пятимерные – трудно. Одномерные – понятно.

Последнее породило ор: «Мойес – физрук, ничего не понимающий в тактике!».
Потом не захочется, прочтите сейчас.

«…Мойес – большой фанат «сегментирования» тренировочной площадки во время упражнений, разделения ее на множество зон. Например, очень часто в ходе тренировок он делит поле по горизонтали на 6 полос, и вновь использует разные условия, - все защитники должны быть в 4 ближних к мячу зонах, или мяч должен передаваться из зоны в зону каждый раз при начале атаки (запрещены две подряд передачи в одной зоне). Часто использует Мойес и игру с тремя воротами на две команды, когда сразу после перехвата мяча одна из команд должна быстро принять решение, какие ворота защищать, а вторая – какие ворота атаковать.

Такие типы упражнений направлены на скорость перехода из обороны в атаку и наоборот. Иными словами, Мойес вырабатывает у игроков стойкое понимание принципов перемещений с мячом или без мяча. В «Эвертоне» у него данный метод работал прекрасно – команда была лучшей в английской премьер лиге по количеству точных передач вблизи ворот соперника, игроки открывали зоны и заполняли их очень быстро. Но в «Манчестер Юнайтед» его методы не дают результата. Для того, чтобы понять – почему, стоит обратиться к методам его предшественника, Сэра Алекса Фергюсона.

Тренировки Сэра Алекса всегда были куда проще, чем Мойеса. Они больше сфокусированы на индивидуальной технике. То есть, например, у Мойеса мы не встретим отработки завершения фланговых подач, или работы над дальними ударами. Слишком простое для методики Мойеса и одно из наиболее часто применявшихся Сэром Алексом упражнение – игра 10 на 10 на пол поля с созданием ситуаций 2 в 1 на флангах для подач и завершением навесов в одно касание.
Мойес и Фергюсон очень ярко характеризуют два основных типа современных тренеров. С одной стороны, ярко выраженное предпочтение подготовленным командным действиям, реализация принципов игры в буквальном смысле определением схематичных движений на поле, согласованию времени и направления передач и ускорений в атаке. С другой стороны – реализация принципов через подбор соответствующих игроков, которые инстинктивно предрасположены к тому стилю игры, который тренер видит исходя из своего понимания футбола, и грамотное управление индивидуальными качествами для достижения максимальной эффективности использования игрока на поле…»

Отрывок статьи Евгения Шевелева, редактора международного журнала Soccer Coaching. Не журналист (пресса не интересуется деталями), действующий тренер, посещающий семинары и форумы в Европе, знакомый с футбольными авторитетами, в том числе с Рене Меленстеном. Объемные теоретические знания, подкрепленные практикой, разносторонний подход, отсутствие лишних эмоций и рассудительность, свойственная автору, позволяют его высказывания называть взвешенным мнением.

Меня иногда обвиняют в чванливости, мол, отказываюсь вести диалог. Хочу быть услышанным, нет аргументации – нет полноценного общения.

«Был на стадионе, видел вживую» – не аргументация. Увы, связи между выездами и пониманием игры не наблюдается. Знаком с серьезными фанатами «Кубани» - надежные бравые парни с «золотыми сезонами». Футбол оценивают на уровне «Е###ь Сельмаш Е###ь». Ничего не имею против, дело богоугодное, но это другая история.

«Глаза у футболистов не горят!» - глупость. В футбол играют не горящие глаза. Если ваша жена сварит невкусный борщ, сомневаюсь, что найдете логическую связь между обедом и не горящими глазами.

Поддержка Дэвида Мойеса, критика, обсуждение отставки, разговоры о новом тренере – вопросы, требующие обстоятельности. С начала нашего общения прошу: думайте шире, фильтруйте неудержимый поток информации, анализируйте происходящее.

Второе: убейте гордыню (не путать с гордостью).

Следите за московским «Спартаком»? Богатейшая история, традиции, фирменная игра (когда-то), школа. «Спартак» - первый российский клуб, показывающий футбол высшего европейского уровня. Нравится, не нравится – это факты.
Между «Юнайтед» и «Спартаком» много общего. Выделю болельщиков. Ментально мы удивительно схожи: разбалованные победами, гиперчувствительные, самодовольные.

Почему «Спартак» терпит неудачи?

Потому что фанаты, игроки, руководство, ветераны - все бьют себя в грудь с криком: «Мы – «Спартак», а вы – говно!». Десять лет страданий и позора, а никак не успокоятся. Гордыня застилает глаза, парализуя красно-белый мозг и отрывая от реальности.

Возможное чемпионство «Ливерпуля», долгожданный шанс «Арсенала» заполучить трофей, тонны яда и гноя, копившиеся годами в соперниках и выплеснутые сейчас – расплата за гордыню. Не подумайте, не свожу к осовелым разговорам о коленопреклонении перед врагом, одержавшим верх. Легко объясню, почему правительство Великобритании обязано выплачивать социальные компенсации скаузерам и канонирам. Есть же пособия для неполноценных людей? А им не дают! Речь о другом: гордыня уничтожает смирение. Из смирения рождается верное знание о себе:

  • Успехи «Манчестер Юнайтед» на 90% связаны с лучшим тренером в истории
  • Проработал Фергюсон четверть века потому, что лучший
  • Лучший точно не потому, что получил больше шансов, чем другие

К сожалению, не получился из Дэвида Мойеса сэр Дэвид Мойес. Печально, но следует это принять.

Предположу: попытки вылепить преемника пока не следует ожидать. Если бы время и поддержка делали из хороших парней великих, никто бы никого не уволил. Найдут матерого, с послужным списком, «кавалера орденов Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, Святой Анны III степени с мечами и бантом, Святого Станислава с мечами без банта».

Уже натыкаюсь на охи: «Мы теперь меняем тренеров, как «Челси» и «Сити»! Мы теперь не особенные!». Сэр Алекс Фергюсон, сэр Бобби Чарльтон, Класс 92, который никуда не уходит из клубной системы, – все при нас. Откуда такие сравнения? Опять упрощаете до одной переменной? Почему не приводите в пример «Баварию»? «Барселону»? Славный «Аякс» отчего забыли? У них тоже меняются тренеры, но клубные традиции хранятся.

«Мы теперь не особенные! Как так?» - снова гордыня. В упомянутом «Спартаке» она породила и питала валеризм. До сих пор питает, раз не прекращаются «тренер должен быть спартаковцем!» и «играть должны воспитанники!».

То же самое ожидает нас. Почему не Сульшер? Почему не дали поработать Гиггзу? По обыкновению, громче всех будут кричать те, кто при первых сложностях начнут гнать из команды.

Появится свой человек реально готовый к адской работе, будет первым кандидатом. Руководство больше нас мечтает о втором Фергюсоне.

И не паникуйте. Величие не разрушить. На памятнике сэра Алекса не появятся трещины ни после итогового седьмого места, ни после увольнения Дэвида Мойеса, ни после победы «Ливерпуля» в чемпионате, ни после приглашения иностранного тренера-временщика.

Вода в сосуде – прозрачна. Вода в море – темна.

У маленьких истин есть ясные слова. У великой Истины – великое безмолвие.

Рабиндранат Тагор - большой мыслитель. Прислушайтесь, это про «Манчестер Юнайтед». Старик был нашим болельщиком, его слова – послание, наставление.

Познать «Юнайтед» до конца невозможно - целое можно созерцать, к нему можно причаститься.

Глубина, подавление гордыни и смирение – лучшие спутники болельщика в этом деле.