pub

Почему мы не должны требовать, чтобы тренер менял свой стиль

Я недавно побывал в Музее Пикассо в Барселоне, но даже там я не мог не думать о футболе. Когда я увидел серию работ Пикассо «Менины», меня охватили раздумья.

В 1957 году художник изобразил 58 вариаций классического портрета Диего Веласкеса, сделанного за 300 лет до этого. На групповом портрете Веласкеса изображены члены королевского семейства Испании. Интерпретация Пикассо не особо отличалась от оригинала. Изменялись некоторые элементы или формы, а вот основная композиция оставалась неизменной.

Каждое из полотен Пикассо было новым вариантом шедевра Веласкеса, некоторые из них казались очень похожими друг на друга и ничем практически не отличались. Некоторые из них казались упрощенным вариантом картины, но в то же время сохранили формы и цвета оригинала, а в других были использованы иные замысловатые линии и формы. Просто переместите портрет Диего Веласкеса из Музея Прадо в Мадриде в Барселону, и будет казаться, что это он будто бы написан в стиле серии работ Пикассо.

Я стоял в центре зала и разглядывал все вариации картины. Я задался вопросом, что это за вид искусства такой? Как назвать новое произведение, созданное автором из старого на основе своего видения и опыта? Порой его вариант не особо отличается от оригинала, но бывает, что с оригиналом у него остается очень мало общего. В футболе стиль каждого тренера является результатом создания чего-то нового благодаря собственному видению и опыту на основе старого.

Как нам известно, у каждого тренера свой подход к достижению главной цели — победы. Но для начала нам следует в кое-чем разобраться. С приходом огромного количества тренеров-иностранцев в Премьер-Лигу, многие эксперты и болельщики начали активно сравнивать их стили, методы, игровые модели, личности и результаты. Но проблема в том, что многие любят сравнивать методы со стилями, а схемы с персоналом.

В книге Марти Перарнау «Пеп конфиденциальный», содержащей редкие данные о первом сезоне Пепа Гвардиолы в мюнхенской «Баварии», автор подчёркивает то, насколько для Гвардиолы было важно, чтобы игроки учили его язык и лучше понимали его указания. Имеется в виду не испанский или каталонский, а язык футбольный. Он знает, что игроки, чтобы понять его указания должны понимать именно его футбольную лексику.

Чтобы избежать путаницы мы считаем, что не мешало бы определить ряд футбольных терминов. Очень часто в ситуациях, когда мы говорим о тренере и его видении игры, мы путаем его стиль игры с игровой моделью. Между ними есть большая разница, которая из-за обилия разговоров о тактике в социальных сетях, СМИ и блогах стирается, а сами термины путают. Я же вижу такое определение этих терминов:

Тренерский стиль — игра, к которой стремиться тренер, к примеру, направленная игра, владение мячом, комбинации, высокий или низкий прессинг. Стиль — личная наработка тренера, идеал, к которому он стремиться, основа ДНК его команды.

Игровая модель — адаптация к окружающей среде и ресурсам в распоряжении тренера. Португальский тренер Жорже Кастело предложил свой вариант: игровая модель — сумма персональных характеристик игроков команды.

Для участия в одном из интервью Sky Sports Пеп Гвардиола встретился с Тьерри Анри, чтобы обсудить свою работу в Англии. Француз спросил у каталонского тренера о его отношении к критикам, обвиняющим его в нежелании менять свой стиль с целью адаптации к Премьер-Лиге. Его ответ подчеркивает разницу между стилем и игровой моделью: «Конечно, я внесу несколько небольших изменений, чтобы адаптироваться как можно лучше. Для начала придется кое-что изменить исходя из качества и класса игроков, ведь тренеру нужно подстраиваться под тех футболистов, которые есть в его распоряжении, а так же их видения игры. Я также должен адаптироваться к английскому футболу. Но я не буду изменять своим принципам. Я никогда не изменю свой футбол, свою идею и свое видение».

Пеп Гвардиола: мыслитель, который вновь открыл миру современную игру

Гвардиола заявляет о готовности адаптировать свою игровую модель под английский футбол, но не свой стиль и видение, ведь они — совокупность его опыта, личностных качеств и его видения футбола. Он не может изменить свой тренерский стиль, потому что именно благодаря ему он является самим собой. Об это говорит и сам Гвардиола, что именно стиль привел его в «Манчестер Сити»: «Они пригласили меня делать именно то, что я могу и умею».

Вне зависимости от того, кем является тренер, у него будет собственный стиль. Будь это отец, тренирующий команду своего сына до 8 лет, или коуч колледжа из Нью-Джерси, тренер миловидного испанского клуба из третьего дивизиона, менеджер «Манчестер Юнайтед» Жозе Моуринью или итальянец с взрывным темпераментом Антонио Конте — у каждого из них своя история того, почему они выбрали футбольное ремесло.

Основываясь на своем опыте, тренер разрабатывает то, что считает лучшим подходом к футболу. Будучи игроком, он учится у своих тренеров, партнеров по команде и соперников, и в дальнейшем он использовал этот опыт как краску для создания собственного шедевра. Без красок прошлого мольберт останется девственно чистым.

Возьмем, к примеру, Арсена Венгера, чей стиль всегда описывается как позиционный, а его самого считают приверженцем «привлекательного» футбола с самого начала тренерской карьеры в 1980-х. Хотя он никогда не играл под руководством создателя и вдохновителя тотального футбола Рену Мишеля, он стал большим фанатом его «Аякса» и перенял этот тренерский стиль.

Из-за ненасытного желания обучаться чему-то новому, он получил прозвище Профессор. Это можно увидеть в его методичном подходе к тренировкам, который включают идеально выверенные время, пространство и количество игроков в группах, а также все аспекты игры. Француз продолжает поощрять креативные действия своих игроков, методично вкладывая в них стремление решать каждый момент самостоятельно.

А теперь вспомним историю Жозе Моуринью, которому удалось стремительно ворваться в мир элитных тренеров на зависть всем молодым собратьям. Прорыв случился, когда сэр Бобби Робсон, тогдашний тренер «Спортинга», нанял его в качестве переводчика. Моуринью никогда не играл на высочайшем уровне, что принято считать слабым местом тренера мирового класса, но ему удалось стать одним из лучших тренеров в истории. И все же, куда бы он не приходил, он вынужден доказывать, что достиг такого успеха по праву.

Жозе Моуринью: начало

Менталитет победы любой ценой Моуринью унаследовал от своего учителя, сэра Бобби Робсона, который верил, что быстрые результаты играют решающую роль в судьбе тренера. Он говорил: «Люди хотят добиваться успеха. Это как с растворимым кофе, его желают получить незамедлительно». Моуринью, несомненно, перенял такое отношение к игре, и это можно заметить в его оборонительной, контратакующей и продиктованной результатом тактике.

В стиле Гвардиолы тоже ощутима рука его наставника, о чем его фанатами уже было исписано немало трудов. Не секрет, что Йохан Круифф серьезно повлиял на Гвардиолу-игрока и, к счастью для нас, Гвардиолу-тренера. В автобиографии Круиффа юный испанец предстает перед нами ненасытным учеником с сотней вопросов о футболе. Голландец упоминает множество длинных бесед с Гвардиолой, в которых обсуждались малейшие детали тренировок и матчей их «Барселоны».

Достаточно прочесть книгу Круиффа, чтобы понять, откуда взялась одержимость Гвардиолы привлекательным футболом, нацеленным на развлечение собравшихся болельщиков. Круифф, как и теперь Гвардиола, верил, что футбол — индустрия развлечений, и болельщик, заплативший за билет на матч, должен остаться довольным. Он понимал, что результат для болельщиков превыше всего, но этого недостаточно: они должны быть пленены и очарованы игрой. Задача тренера — обеспечить зрелищность. Команда Гвардиолы — «Барселона», «Бавария» и сейчас «Манчестер Сити» — пленяют своей игрой болельщиков по всему миру. И все же, для некоторых полученного удовольствия от увиденного будет недостаточно.

Когда Гвардиола начинал свою карьеру в 2008 году, критика в его сторону лилась рекой. Все начиналось не лучшим образом: он проиграл свой первый матч на посту «Нумансии», а потом сыграл вничью с «Расингом» из Сантандера. Даже несмотря на то, что болельщики видели тот стиль, который пытался привить команде Гвардиола, в онлайн опросе 86% из них высказались за то, чтобы его уволили и пригласили более квалифицированного Моуринью. Они просто не верили в философию Гвардиолы.

Конечно, в дальнейшем он выиграл с «Барселоной» все возможные титулы, чем заставил надолго замолчать своих критиков. Но стоило ему перебраться в Германию, они вновь воспряли. Его активно критиковали за то, что он не адаптировался к немецкой футбольной философии, основанной на контратаках, прямолинейной игре и зональных дуэлях. По мнению критиков, его «Бавария» играла в скучный и медленный футбол, а у основанного на позиционном владении мячом подхода нет будущего в немецких реалиях. Когда Гвардиола покидал Германию, не существовало единой оценки проделанной им работы.

Критики в Англии фактически повторяют замечания своих немецких коллег, но слов при этом не подбирают. «Манчестер Сити» начал сезон поразительной серией из 10 побед, но дальнейшие 6 поражений в 6 матчах стали им бальзамом на душу. Они указывали, что каталонец все еще не адаптировался к английской игре. Они считали, что его неудачи лишнее подтверждение трудности английского чемпионата.

Критика, звучавшая в адрес Гвардиолы, была очень разнообразной, начиная от пренебрежения защитными принципами, использования излишнего количества схем и составов, и заканчивая неспособностью понять английский футбол. Список можно продолжать. Но я бы выделил один, стоящий особняком: его высокомерие.

Английские эксперты и журналисты продолжают указывать на излишнюю высокомерность и упрямство Гвардиолы, ведь он предпочитает не играть на английский манер. Он выбирает привлекательность перед эффективностью. Ему ближе игра от обороны, чем прямолинейные подачи верхом. Ему нравятся голкиперы, которые умеют играть ногами, поэтому он и отдал предпочтение Клаудио Браво перед Джо Хартом. Для него философия важнее наказания. И это еще больше ожесточает споры между приверженцами этих двух полярных подходов к игре. Многие считают, что его методы никогда не принесут очки дождливым холодным вечером в Сток-он-Тренд.

Они хотят, чтобы их чемпионат менял человека, а его нежелание меняться считается высокомерием. Он необузданный конь, и их сокровенное желание, чтобы именно Премьер-Лига его объездила. Но упрямый каталонец так просто не сдастся. Несмотря на трудности, он продолжает гнуть свою линию. Они называют это высокомерием, но почему?

Отстаивание собственного тренерского стиля, несмотря на поражения, не высокомерно и даже заслуживает уважения. Это уважение к красоте игры. Краткосрочные результаты исказили наше понимание успеха. Каждый матч дает возможность изменить игровую модель, но не стиль. Его изменить невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь он в ДНК наших команд. Это олицетворение нашего приобретенного опыта, наших сильных и слабых сторон, наших мыслей и видения. Невозможно изменить личность. Так что просить тренера изменить свой стиль не только нереалистично, но и контрпродуктивно по отношению к развитию футбола.

Эволюция тактики — тема для отдельного исследования, но я хотел бы все-таки заметить, как этот процесс влиял на всю игру. На заре футбола использовалась схема 2-2-6. Позже были 1-3-3-3, 4-2-4 и 3-2-1-4. Сейчас же любой тренер, решивший использовать такой раритет, был бы публично высмеян болельщиками на стадионе.

Это демонстрирует, что футбол в соответствии к требованиям современной игры эволюционирует и развивается благодаря творческим и креативным внутренним процессам. Как и любая природная система, благодаря эволюции футбол превращается в новое образование. Но чтобы завершить этот процесс мы должны быть открыты новым идеям и думать по-другому. Только в кипящем котле из футбольных тренерских философий и стилей, которым сейчас является Премьер-Лига, возможно появление нового лучшего футбола.

После воспоминаний о Музее Пикассо в Барселоне я не могу не упомянуть комментарии его «Менинам». Я слышал, как люди, проходя через выставку полотен говорили: «Это точно мое любимое», «Мне нравится вот это, но ты видел еще это?» или «Мне нравится то в углу». Но я ни разу не слышал, чтобы кто-либо из посетителей заявлял, что одно из полотен неправильно или ошибочно. Ведь в искусстве такого не существует, есть только разные взгляды и мнения.

Именно так мы должны начать воспринимать футбол, оценивая его не как правильный или неправильный, а как танец — по красоте и экспрессии. Мы должны уважать разные точки зрения, поддерживать первопроходцев и с благоговением ждать новое путешествие. Тренер никогда не должен терпеть унижения потому, что он другой, особенно, если этот подход приносит победу. И уж точно он не должен менять свой тренерский стиль.

Не могу не процитировать испанского футбольного философа Хуана Мануэля Лильо: «Игра обогащает нас. Мы стремимся достичь совершенства благодаря процессу, а не результату. Именно это движет нами». Трудно подобрать более подходящую цитату, чтобы описать мое видение игры.

Возможно, победа лишь повод взглянуть на игру под иным углом, чтобы найти скрытое в нас самих вдохновение и помочь в нашем пути к достижению вожделенной цели, признанию окружающих и персональному развитию. Или же это просто игра...


Источник и фото: These Football Times, автор: Давид Гарсия