Стоящий особняком Жозе Моуринью как «Анти-Барселона»

Материал написан 23 апреля 2015 года.


Тренер «Челси» близок к завоеванию титула чемпиона АПЛ, но среди тех, кто прошел через команду «Барсы» 1990-х, от Пепа Гвардиолы до Хулена Лопетеги, он является изгоем, упивающимся своей ролью темного лорда.

0

Болельщик «Барселоны» в картонной маске Моуринью.

Современный футбол был придуман в Барселоне в середине 90-х. Среди четвертьфиналистов нынешней Лиги Чемпионов 4 команды возглавляют тренеры, выступавшие за Барсу в 1996-м: Пеп Гвардиола, Хулен Лопетеги, Луис Энрике и Лоран Блан. Пару лет спустя Барселона добавила к ним игроков Франко Де Бура и Филлипа Коку, а также тренера той команды Луи ван Гала и его помощника Рональда Кумана. Несмотря на некоторые различия в стиле, эта восьмерка — проповедники «барселонского стиля». А учитывая влияние аяксовской школы, точнее будет сказать «барсаяксовского стиля». Но здесь присутствует ещё кое-кто — бывший переводчик, ставший тренером. В Барсократии современного футбола есть свой падший ангел.

Сегодня в футболе, по крайней мере на элитном уровне, Моуринью стоит особняком. Он присутствовал на величайшем тренерском семинаре всех времен, в ходе которого зародилась игра, какой мы знаем её сейчас. Вот только он унес с него совсем не то, что записали остальные участники. Упомянутая выше восьмерка проповедует проактивный, основанный на владении мячом футбол, семена которого посеял Вик Букингем, взрастил Ринус Михелс и вывел на новый уровень Йохан Круифф.

Моуринью был другим. Он верил в реактивный футбол. Он был аутсайдером, изгоем, который теперь упивается ролью темного лорда. Субботняя игра с «Манчестер Юнайтед» была типична. Другие тренеры, проводя домашний матч, победа в котором практически обеспечила бы им титул, скорее всего, чувствовали бы необходимость атаковать. Моуринью же отрядил центрального защитника Курта Зума в полузащиту, окопался в обороне и выиграл, владея мячом 28% времени.

Наверное, у Моуринью есть претензии к его биографии, написанной Диего Торресом [The Special One: The Dark Side of Jose Mourinho — прим.], но в книге есть отличный отрывок, описывающий принципы игры против превосходящих по силе соперников, который правдив как в отношении субботней игры, так и в отношении победы над «Ливерпулем», определившей обладателя титула в прошлом сезоне:

  1. Выигрывает тот, кто допускает меньше ошибок.
  2. Футбол поощряет тех, кто чаще провоцирует соперника на ошибки.
  3. В выездной игре, вместо того чтобы пытаться доминировать, гораздо лучше вынуждать соперника совершать ошибки.
  4. С большей вероятностью ошибку совершит команда, владеющая мячом.
  5. Отказ от владения мячом уменьшает вероятность совершить ошибку.
  6. Тот, у кого мяч, боится.
  7. Следовательно, тот, у кого его нет, сильнее.

Справедливо будет сказать, что ранее в этом сезоне «Челси» был более экспансивен. Когда Диего Коста, Сеск Фабрегас и Неманья Матич находились в своей лучшей форме, команда атаковала и забивала голы. Все говорили о том, что после постоянных проблем с преодолением массированных линий обороны в прошлом сезоне, Моуринью наконец перешел к решительным действиям. Но у замаячившей финишной черты, когда команда устала и начался спад формы, он взялся за старое. Проблемы формы и стабильности «Челси» обсуждаются весь год, и тем не менее с момента поражения 5–3 от «Тоттенхема» в Новый год они пропустили лишь 7 голов и потеряли всего 6 очков.

По ходу сезона высказывалось предположение, что Моуринью теряет хватку. В играх с «Манчестер Сити» (дома и на выезде), «Манчестер Юнайтед» (выезд), «Саутгемптон» (выезд) и ПСЖ (дома и выезд), «Челси» вел в счете, садился назад и в итоге упускал победу. В субботу могло произойти то же самое, но Фалькао угодил в штангу за 11 минут до конца. Но, несмотря на то что Челси стал временами неожиданно уязвимым, ведя в счете в этом сезоне, Моуринью остается верен себе. Субботний матч тому подтверждение.

1

Слева направо: на тот момент тренер «Барселоны» Луи ван Гал, помощник тренера Рональд Куман, тренер вратарей Франс Хук и ассистент Жозе Моуринью во время товарищеского матча в Амстердаме, 1999 год.

Так или иначе, есть ощущение, что это не только вынужденная мера. Моуринью заставляет свои команды играть таким образом потому, что ему это нравится. Забракованный «Барселоной», проигнорированный ими, когда они назначали Гвардиолу в 2008-м, теперь он стал «анти-Барселоной», как Мильтоновский Сатана [в поэме «Потерянный рай» — прим.], чью «немеркнущую славу нельзя ни яростью, ни силой отобрать», поклявшийся «в грядущей схватке, хитрость применив, напружив силы, низложить Тирана». Каждый матч от обороны, каждая победа с меньшим владением мячом — это очередной тычок в сторону «Барсы».

Вряд ли найдется матч, от которого Моуринью получил больше удовольствия, чем ответный полуфинал «Интер» а в Лиге Чемпионов на «Камп Ноу», когда его команда играла в меньшинстве более часа, владела мячом 19% времени, уступила 1–0, но прошла дальше по сумме двух встреч со счетом 3–2. Кому нужен мяч?

Моуринью не является прагматиком в том же смысле, как, скажем, Фабио Капелло, который меняет подход в зависимости от имеющихся в распоряжении игроков и по мере необходимости выбирает реактивный оборонительный футбол. Нет, сам стиль игры Моуринью реактивен, именно поэтому он продал Хуана Мату. Может, Мата и был лучшим игроком команды в двух предыдущих сезонах, но он не вписывался в его концепцию.

Парадокс в том, что если Моуринью допускает определение своей философии как оппозиции «Барселоне» (то есть быть не такими, как они), он в любом случае позволяет им диктовать правила, разветвляться и обрастать вариантами. Нет разделения на «барсаяксовский» и «небарсаяксовский» стили. Есть «барсаяксовский стиль», идеи которого могут выражаться бесчисленным множеством способов, что среди прочих доказывают Юрген Клопп, Карло Анчелотти и Диего Симеоне.

И это доказывает колоссальное влияние «Барселоны» на современный футбол. Моуринью не уйти от своего тренерского воспитания. Даже став бунтарём, он вынужден бороться именно против «Барселоны».


Источник и фото: the Guardian; автор: Джонатан Уилсон