Тактический гид по прессингу

После успехов Юргена Клоппа и Пепа Гвардиолы пишущие о тактике авторы стали часто говорить о приверженности той или иной команды прессингу. К сожалению, из-за этого данный термин обесценивается все сильнее, поскольку используется для описания достаточно непохожих друг на друга тактических философий. Вы можете заявить, что Пеп Гвардиола, Юрген Клопп и Диего Симеоне верят в прессинг, — и будете правы. Но вы также не скажете абсолютно ничего полезного о том, как эти специалисты организуют свои команды: подход каждого из них к давлению на владеющего мячом оппонента уникален.

Как и многие тактические новшества, прессинг впервые обрел популярность в восточной Европе.

Чтобы быть эффективным, прессинг требует слаженного передвижения от всей команды. Если один футболист следует за мячом в одиночестве, без поддержки со стороны товарищей, то он быстро окажется отыгран, а в обороне появятся заметные дыры, которыми запросто сможет воспользоваться атакующая команда.

22-09-2016-5fum2

В данном свете неудивительно, что предсказуемо менее склонные к индивидуализму по сравнению с англичанами или большинством южноамериканцев восточные европейцы первыми разработали стабильный тактический метод прессинга.

В частности, Виктор Маслов и Валерий Лобановский помогли развить систему, сжимавшую пространство и ограничивавшую время, имевшееся у оппонента с мячом. Данный подход помог им добиться невероятных успехов с киевским «Динамо», а их влияние распространилось на остальной мир — в особенности на Испанию, Германию и Аргентину.

В современной игре существует несколько разных способов прессинга.

22-09-2016-u0yek

Начать следует с упоминания общих для этих систем черт. Все они требуют от футболистов много бегать. Юрген Клопп избавлялся от исполнителей, которые не соответствовали его требованиям: самый яркий пример — Чиро Иммобиле в Дортмунде. Маурисио Почеттино подобным образом обошелся с самым дорогим новичком в истории «Саутгемптона» Гастоном Рамиресом. Пеп Гвардиола без сожалений расстался с Тьерри Анри, Самуэлем Это’О и Златаном Ибрагимовичем. Диего Симеоне не сработался с нетрудолюбивым Марио Манджукичем и смеялся над новичком Лусиано Вьетто, когда тот не справился с интенсивностью тренировок после прибытия в клуб.

Второй пункт: при правильном применении прессинг может быть очень эффективной оборонительной тактикой. Несмотря на расхожее мнение о давлении как о преимущественно атакующем инструменте, стили прессинга зачастую концентрируются на обороне в не меньшей степени. «Атлетико» Симеоне в чемпионской кампании 2013/14 в среднем пропускал 0,68 голов за игру. У «Боруссии» Клоппа в сезоне 2010/11 данный показатель равнялся 0,64. Несмотря на легкий перекос статистики у клубов-участников Эль-Класико, «Барселона» Гвардиолы образца 2010/11 в среднем пропускала 0,55 голов за игру.

Однако существуют ключевые различия в использовании прессинга разными тренерами. Проблема толкования этого термина в том, что зачастую эти различия не учитываются, либо отсутствует понимание того, как они влияют на формирование общей философии клуба:

  • Когда наставник требует от своей команды прессинговать? Немедленно после потери? Только когда игроки получают мяч в определенных зонах? Должны ли они делать это как можно дольше на протяжении всего матча или только в определенные периоды?
  • Что запускает прессинг (какие используются триггеры)? Фокусировка происходит главным образом на переходящем мяче или это что-то более специфичное вроде соперника, принимающего пас на своей половине спиной к воротам, или игрок, вынужденный следовать на фланг вслед за передачей?
  • На каком участке поля команда стремится оказывать давление на мяч? Они прессингуют повсюду или концентрируют свои усилия вокруг определенной зоны?
  • Как долго они прессингуют? Они продолжают преследовать мяч после первоначального давления или отходят назад, когда первая волна не возымела успеха?

Три основных подхода к прессингу

Существуют три главных школы. Каждая отвечает на вышеприведенные вопросы по-своему. Иногда различия между школами минимальны, временами — огромны.

Вот эти три школы:

  • Школа Бьелсы (Пеп Гвардиола, Марсело Бьелса, Маурисио Почеттино — и да, если вы хотите называть ее школой Гвардиолы — хорошо. Автор выбрал Бьелсу из хронологических соображений);
  • Школа Моуринью (Жозе Моуринью, Диего Симеоне);
  • Немецкая школа (Юрген Клопп, Роджер Шмидт).

Стоит упомянуть, что представители каждой из школ достигали финала Лиги Чемпионов или выигрывали ее, что в определенной степени объясняет, почему прессинг в глазах широкой публики считается одним из базовых элементов игры в футбол. Команды, которые довели прессинг до совершенства, добиваются куда больших результатов, чем вы могли бы ожидать от коллективов с данным уровнем таланта.

Выигравший Ла Лигу «Атлетико», на пути к титулу обошедший «Барселону» Месси и «Реал» Роналду, наряду с превзошедшими ожидания «Саутгемптоном» (в сезоне 2013/14) Почеттино и «Боруссией» Клоппа — самые яркие примеры клубов, прыгнувших выше головы. Конечно, дортмундцы обладали определенным талантом, но два их главных футболиста, Синдзи Кагава и Нури Шахин, не сумели даже приблизиться к собственному высочайшему уровню, продемонстрированному под руководством Клоппа.

Школа Бьелсы

22-09-2016-k94c4

Данный подход главным образом был разработан аргентинским тренером Марсело Бьелсой. Маурисио Почеттино и Пеп Гвардиола используют наиболее близкие системы, пусть и имеющие свои уникальные черты. Несмотря на различные вариации трех менеджеров, можно выделить несколько явных сходств:

  • Команды оказывают прессинг вплоть до вратаря. Это означает, что если мяч отдается голкиперу, исповедующие подход Бьелсы футболисты продолжают прессинговать, даже если большинство других коллективов отходят назад (именно этим Маурисио Почеттино отличается от возглавляющего «Ливерпуль» Юргена Клоппа);

dembele-spurs-press-goalkeeper

  • Команды играют с высокой линией защиты, что помогает сжать пространство и тем самым облегчить прессинг;
  • Владея мячом, команды используют открывания игроков и перемещения мяча на фланги, чтобы заставить соперника перемещаться влево-вправо по горизонтали, что создает зоны в оборонительных порядках. Среди представителей трех школ приверженцы Бьелсы обычно владеют мячом больше других;

barcelona-tiki-taka-goal-2

  • Центрфорварды зачастую используется нетрадиционно, периодически смещаясь ближе к краям и совершая проникающие рывки под разрезающие передачи, которые отдаются в создаваемые вышеприведенным способом зоны. Это характерно для «Тоттенхэма» Почеттино, схожих принципов также придерживался Пеп Гвардиола в отношении Тьерри Анри, Самуэля Это’О и особенно Давида Вильи;
  • Команды Бьелсы играют более узко — только два футболиста действуют на флангах. Это происходит потому, что такие команды сжимают пространство не только вертикально (высокой линией защиты), но и горизонтально, путем расположения многих исполнителей близко друг к другу, что облегчает прессинг, а также позволяет использовать любимые короткие передачи на фланги и создавать пустые зоны в защите соперника. Сам Бьелса зачастую достигает этой узости расстановкой 3-3-3-1. В «Баварии» Гвардиола также использовал трех защитников и временами полагался на схожий подход, иногда оказывавшийся чересчур узким. Несмотря на использование более стандартных 4-2-3-1, коллективы Почеттино также действуют сравнительно нешироко, а форварды любят прорываться из глубины и чаще действовать в зонах между центральным и крайним защитниками, чем на бровках, что делает фулбеков единственными явными фланговыми исполнителями.

Главными отличительными чертами системы являются узость игры и подключения/перемещения мяча/футболистов на фланг, неослабевающий прессинг после его запуска (действия триггера) вплоть до вратаря и нетрадиционное использование форвардов. Тот факт, что два наиболее креативных использования центрального нападающего в последние годы были придуманы представителями этой школы — ложная девятка Пепа в «Барселоны» и использование «широкой девятки» Почеттино в «Саутгемптоне» и «Тоттенхэме» — не случайность.

Система полагается на универсальных и трудолюбивых исполнителей, комфортно чувствующих себя на любом участке поля и понимающих, как действовать слаженно, чтобы сохранить оборонительную форму и предотвратить сбои в защите.

Школа Моуринью

22-09-2016-j1gho

Непривычно слышать «Жозе Моуринью» и «прессинг» в одном предложении, потому что данный термин обычно связан с Гвардиолой, а Моуринью, в немалой степени благодаря собственноручно созданному имиджу, воспринимается как анти-Гвардиола.

Такое описание в некоторой степени верно. Но не потому, что Моуринью не верит в прессинг, а скорее в силу того, как его команды этот прессинг практикуют. Основная цель Моуринью как тренера — снижение риска. Он (справедливо) видит футбол как игру, результат которой зависит главным образом от удачи и случая, а потому желает сделать все возможное, чтобы повысить свои шансы и снизить элемент риска для своих подопечных.

Основополагающее стремление снизить риск означает, что команды Моуринью отказываются от одного из базовых постулатов школ Бьелсы и представителей Германии — высокой линии защиты. В то время как высокая линия может быть чрезвычайно полезной для сжатия пространства, она также является самым уязвимым местом у коллективов немецкой школы и школы Бьелсы. Команда с быстрыми и умными нападающими может банально забрасывать лонгболы за спины защитникам. Это стало главной причиной провала Андре Виллаш-Боаша в «Челси» и «Тоттенхэме»: португалец пытался выстроить высокую линию обороны с Джоном Терри и Майклом Доусоном в ключевых ролях соответственно.

22-09-2016-8la1k

Однако, невзирая на то, что команды Моуринью играют с более низким расположением защитников (что иногда называют «низкий блок»), в специфических ситуациях, когда мяч оказывается на оборонительной трети поля, они прессингуют достаточно агрессивно.

В качестве примера, взгляните на карту отборов из прошлогодней игры против «Манчестер Юнайтед» (победа 1–0), за тур до этого добившегося пока что лучшего результата в дерби в постфергюсоновской эре, обыграв «Сити» 4–2.

22-09-2016-gjd1i

В той игре футболисты «Челси» предприняли 39 попыток отбора. 28 из них имели место на своей половине поля, а еще 7 — в непосредственной близости от центральной линии. Для сравнения, в прошлом сезоне «Тоттенхэм» имел лучший средний показатель по количеству отборов, равнявшийся только 24 за матч.

Однако это была классическая игра Моуринью: на своей половине футболисты «Челси» накрывали мяч с фантастической энергичностью и затем организовывали быстрые контратаки, которые пусть и не имели высоких шансов на успех, но и не ставили команду в опасное положение. Моуринью знает: ему нужно, чтобы одна из этих атак сработала. И «сработала» означает, что она закончится обычным голом с игры, заработанным пенальти или опасным стандартом. С его оборонительной системой необходим только один гол.

В рассматриваемой встрече именно так и случилось. «Юнайтед» владел мячом 70,7% времени и «перепасовал» лондонцев со счетом 606–199. А «Челси» победил 1–0. По ожидаемым голам было зафиксировано равенство, но если сравнить созданные шансы, вы поймете, что сделал Моуринью:

22-09-2016-mqrxh

Все три лучших возможности «Челси» были лучше любого шанса «Юнайтед», пусть «дьяволы» и опередили соперника по количеству ударов 15–7 (гол «Челси» был забит после удара с границы вратарской по левую сторону от ворот).

То, как эти шансы были созданы, также соотносится и с картой отборов: «Челси» прессинговал чаще, когда мяч оказывался на флангах. Вот почему давления на краях поля эффективнее: боковая линия играет роль дополнительного защитника. Кроме того, при отборе на флангах обычно имеется больше открытых «коридоров» для передач (passing lanes), что позволяет быстрее доставить мяч вперед — у «бровок» меньше футболистов соперника. Вы можете увидеть это на примере гола «Атлетико» в сезоне 2013/14.

costa-counter-attack-goal-atletico

Помимо Моуринью, ярким приверженцем данного подхода является наставник «Атлетико» Диего Симеоне. В зависимости от того, как вы анализируете его тактику, Симеоне обороняется меньшим количеством людей или большим. В то время как Моуринью всегда использовал расстановки с единственным центрфорвардом — 4-3-3 на заре карьеры в «Порту» и «Челси» или недавние 4-2-3-1, — аргентинец предпочитает двух нападающих и выстраивает защиту двумя знаменитыми редутами, из 4 футболистов каждый.

Однако эти два редута располагаются крайне глубоко, а пара страйкеров находится ближе к полузащите, чем к атакующей трети поля. Пусть это и крайний пример, но вы можете видеть базовую идею ниже.

22-09-2016-b1gqc

В вышеприведенном случае «Атлетико» играет против «Барселоны», поэтому располагаются они еще глубже, чем обычно. Но отличие кроется лишь в степени. «Матрасники» всегда играют с низкой линией защиты и всегда обороняются двумя редутами по четыре с двумя нападающими сверху, готовыми при случае преследовать мяч или убежать в контратаку при отборе в располагающей для этого позиции.

Еще одна требующая упоминания черта — подобно представителям школ Бьелсы и Германии, играющие с вышеприведенным стилем прессинга в низком блоке команды сохраняют узкую форму, но по иной причине. Команды Бьелсы сужаются ради эффективности прессинга и использования коротких перепасовок на фланги. Немцы играют нешироко во имя все той же эффективности прессинга, а также контратак большим числом.

Последователи Моуринью действуют узко для противодействия, потому что знают: для защитников центральная зона атаки — самый опасный участок поля. Они стараются оборонять так называемую «зону 14» (на карте ниже). Два низких и узких редута по четыре уступают большую часть поля, отходя на расстояние 32 метров до ворот. Главная цель — полностью блокировать зоны 14, 16, 17 и 18.

22-09-2016-8jzif

Вы можете увидеть, как это работает, на примере противодействия «Атлетико» «Барселоне» ниже:

atletico-defending

Заметьте, как быстро «матрасники» накрывают мяч, когда его перемещение тормозится на левом фланге. Совершить там отбор и устремиться в контратаку через одного из нападающих, — подход Моуринью-Симеоне в общих чертах зафиксирован в одном эпизоде.

Немецкая школа

22-09-2016-k6kny

Во многом немецкая школа похожа на школу Бьелсы: обе системы полагаются на высокую линию обороны, узкое расположение и высокий прессинг.

Однако существует ряд ключевых различий.

Для начала рассмотрим игру форвардов. У последователей Бьелсы их смещения к бровкам имеют ключевое значение при создании пространства. Во время владения и позиционной атаки нападающий постоянно двигается от одного фланга к другому, пока его команда ожидает оголения зоны противником. Немецкая школа, напротив, двигает мяч вертикально, а потому в большинстве случаев страйкер должен оставаться ближе к центру.

Две карты внизу иллюстрируют разницу. На первой изображены пасы, полученные Харри Кейном в матче с «Борнмутом» (победа 5–1). Как всегда, Кейн часто смещался на левый фланг, чтобы получить мяч.

22-09-2016-pahap

А теперь сравните это с передачами, принятыми Робертом Левандовски в игре с «Вердером» (5–1 в пользу «Боруссии»).

22-09-2016-jbw10

В то время как Кейн ради приема мяча всегда смещается вбок, чтобы затем иметь возможность ускориться в свободные зоны между защитниками, Левандовски большую часть пасов получает в районе центральной оси, причем большинство из них можно классифицировать как средние либо длинные. В рамках немецкой школы целью является максимально возможное ускорение игры с помощью вертикальных передач сразу после отбора. Нижеприведенный фрагмент иллюстрирует, как это работает.

dortmund-counter-press

Очевидно, это означает, что представители немецкой школы чаще теряют мяч. Но их это не волнует — они просто отбирают его снова. Вот еще одно коренное отличие от школы Бьелсы: вторые прессингуют в определенных ситуациях (к примеру, игрок соперника получает мяч на своей трети поля лицом к собственным воротам).

spurs-goal-vs-arsenal

Команды Бьелсы прессингуют в таких случаях, потому что имеют высокие шансы на отбор, если оппонент решит развернуться и отдать пас вперед. Если последует передача назад, они просто продолжать оказывать давление вплоть до вратаря, что наверняка приведет к переходу мяча или ауту.

В свою очередь представители немецкой школы фокусируются на исполнении отбора сразу после потери — как можно быстрее. Для них триггером прессинга является момент перехода мяча к сопернику. Однако, если оппонент смог сохранить владение после первой волны давления, для немецких команд нет ничего необычного в отходе назад и защите двумя классическими редутами из четырех игроков (два крайних нападающих присоединяются к двум полузащитникам в первом редуте).

Временами подобное также можно увидеть в исполнении «Тоттенхэма» Почеттино, особенно в тех матчах, в которых аргентинский специалист считает нужным применить более осторожный подход. Однако, несмотря на все сходства с немецкой школой, вы никогда не заметите такого у Бьелсы или Гвардиолы. Команды первого придерживаются строгой системы персональной опеки, что означает, что они практически никогда не выстраиваются в два терпеливых редута по четыре. Второй также упрямо отказывается от применения такого подхода, даже когда, возможно, следовало бы применить.

Лучший способ ощутить разницу между двумя подходами — рассмотреть идею вертикальности. Команды немецкой школы стремятся атаковать настолько вектикально, насколько это возможно. Они желают продвинуть мяч вперед и создать возможность для удара как можно быстрее.

Команды Бьелсы обычно тоже хотят максимально быстро вернуть мяч, но они не станут просто доставлять мяч вперед, дабы получить возможность пробить по воротам. После отбора будет иметь место беглый взгляд для поиска шансов на быструю контратаку, но если ее нет, то вы увидите расшатывание обороны описанными ранее передачами на фланг. Конечно, это не всегда достигает масштабов «Барселоны» Гвардиолы, но подход отличается большим терпением по сравнению с классикой немецкой школы — «Боруссией» Дортмунд 2010–2013 или прошлогодним «Байером».

Чтобы понять это, проанализируйте эту карту передач Кристиана Эриксена, действующего в роли левого атакующего при 4-2-3-1 Почеттино, по сравнению с последним сезоном его нынешнего партнера Хын-Мин Сона в Леверкузене.

22-09-2016-ourgl

Теперь сопоставьте увиденное с выступлением Сона в матче с «Кельном» (победа 5–1).

22-09-2016-y36jx

Пусть он также использует множество коротких передач, но вы видите куда меньше пасов туда-обратно, чем у команды Бьелсы, и больше быстрых перемещений мяча в одно касание, идентифицировавших «Байер».

Заключение

На сегодняшний день прессинг — одна из самых обсуждаемых в футбольной блогосфере тем. И понятно почему: посмотрите на количество элитных специалистов, использующих его тем или иным образом. Список имен, упомянутых в данном тексте, говорит сам за себя — Пеп Гвардиола, Марсело Бьелса, Маурисио Почеттино, Жозе Моуринью, Диего Симеоне, Юрген Клопп и Роджер Шмидт.

Стили прессинга могут быть очень разными. Школы Бьелсы, Моуринью и немецкая школа серьезно отличаются, и даже индивидуальные методы тренеров разнятся в той или иной степени. К примеру, Почеттино — единственный представитель школы Бьелсы, постоянно использующий 4-2-3-1. Шмидт, в свою очередь, требует от своих футболистов бить чаще, чем это обычно делает Юрген Клопп. А Симеоне играет 4-4-2, тогда как Моуринью предпочитает 4-2-3-1. Поэтому если мы собираемся всерьез обсуждать тактику и прессинг в частности, нужно быть более конкретными. Следует говорить о высоком или низком блоке, триггерах прессинга и передвижениях игроков. Делая это, мы получим интересную беседу о распространенном тренде в футбольной тактике.


Источник и фото: The Inside Channel